Користувач:Fatana/Мелітополь

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Перейти до навігації Перейти до пошуку

Местность, на которой расположены сам Мелитополь и одноименный район, впервые упоминается в исторических источниках датируемых 1524 годом. Места эти были необжитыми. Однако в долине реки Молочной татары пасли коней и собирались в отряды для похода на Московское государство. В 1680 году русский посланник Василий Тяпкин, направлявшийся в Крым, прошёл по степи вдоль реки Молочной и охарактеризовал эту степь как безлюдное и опасное место.

В конце XVIII века внешняя политика Российской империи была направлена на поднятие международного престижа, а, кроме того, служила главной внутренней задаче — расширению сферы крепостничества для удовлетворения потребностей дворянства. Присоединение к России северопричерноморских степей и Крыма могло послужить одним из условий успешного выполнения этой задачи.

Заселение этих земель началось в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов. К тому времени крымский хан Шагин-Гирей уже не имел достаточно сил, и в 1774 году был заключен Кючук-Кайнарджийский мир. Царским Манифестом от 8 апреля 1783 года Крым и прилегающие земли к северу от Перекопа1 были присоединены к России. Указом Екатерины II от 2 февраля 1784 года на этой территории образуется Таврическая область, разделенная на семь уездов. Мелитопольский же уезд, бывший одним из них, занял степи Северной Таврии от Днепра до реки Берды.

Вследствие этого возникла необходимость заселить и освоить присоединенную степь в наиболее сжатые сроки. В июле 1785 года наместник Таврии Светлейший князь Потёмкин поручил областному правителю Каховскому произвести описание края и «осмотреть удобные места на степи... у Молочных вод... описать доброту земли и воды, а где ее нет, то опробовать, глубоко могут быть колодцы».

Обследование Северной Таврии усилило колонизацию края. Со всех концов Российской империи сюда переселялись государственные крестьяне, отставные солдаты, запорожские казаки. Землю и денежные ссуды получали все поселенцы, но тем не менее, очень большие участки самой плодородной земли Екатерина II раздала дворянам. В Днепровском уезде они получили 220 576 десятин, в Мелитопольском — 55 782 десятины. Из этих 55 782 десятин 30 200 получил личный секретарь Светлейшего, распоряжавшегося наделами.

Но не смотря на эти меры, значительная часть Мелитопольского уезда оставалась неосвоенной. Причиной тому послужили пустынность края и присутствия в степи ногайцев2 - кочевников, настроенных весьма воинственно. Царское правительство старалось приучить их к оседлой жизни. Высочайшим указом, в 1796 году ногайцев переселили из Кызыл-Ярской степи на Молочные воды (прежнее имя реки Молочной). Там, на правом берегу реки, они образовали аул Кызыл-Яр.

На этом же берегу, уже в 1802 году, отвели землю духоборам3 из Харьковской, Тамбовской, Екатеринославской и других губерний империи. Они основали многие села, в том числе Терпенье, Новоспасское, Троицкое, Старобогдановку и Ефремовку, занимались освоением земли и развитием скотоводства.

Земли левого берега Молочных вод отдали немцам-меннонитам4. Это были плодородные луга. Помимо предоставленных им земель, колонисты скупали большие наделы у ногайцев, молокан5 и духоборов. Кроме богатых колонистов, в Таврическую степь переселялись и бедные, но, как правило, они работали на своих соотечественникам, не имея возможностей для обогащения.

Первые поселенцы заселили территорию современного Мелитополя в 1795—1796 годах. С их хат и корчмы6 взяла свое начало слобода Новоалександровка (возможно, это название было дано в честь русского полководца А. В. Суворова). В 1814 году у слободы уже был важный признак солидного поселения — Александровская церковь. Через два года общая численность населения слободы составила 200 человек.

Земли, окружавшие Новоалександровку, были плодородными, с лугами, слобода находилась на перекрестке торговых дорог, ведущих к Азовскому и Черному морям, и у берегов реки Молочной, обладала многочисленными источниками пресной воды... Вода в условиях степи имела особое значение. Подобное физико-географическое положение было весьма выгодным. Впоследствии, Новоалександровка превратилась в земледельческий центр южной степи. Это также делало ее привлекательной, поэтому переселенцы из северных районов России еще долго переселялись сюда.

В 1796 году центр Мелитопольского уезда находился в селе Токмак, а после образования в 1802 году Таврической губернии — в селе Орехово. В 1842 году царским правительством было принято решение перенести центр со всеми присутственными местами в Новоалександровку. Слобода получила статус города и новое имя - Мелитополь (от греческого «мелитос» — мед, «полис» — город, государство).

«Медовому городу» еще предстояло развиваться. Однако проблемой для градостроительства стали глинобитные хаты местных жителей. На принудительное же переселение крестьян Мелитопольское уездное земство не решилось. Дешевле было оставить все как есть и положиться на то, что крестьяне, теснимые строительством больших зданий, будут вынуждены уйти с обжитой земли.

В Мелитополе возникли административные учреждения, полиция и приходское училище. Когда начала развиваться торговля, появились первые кустарно-кооперативные предприятия по выпуску продукции для удовлетворения потребностей местного рынка. А в 1848 году уже функционировали четыре кирпичных завода, один черепичный и один свечной.

Крымская война 1853—1856 годов селала Мелитопольский уезд прифронтовым. Направляясь в Крым, десятки тысяч русских солдат двигались по его дорогам. Их продвижение на позиции было осложнено здешними климатическими условиями. Это осложнение состояло в том, что люди и техника перемещались слишком медленно. Крестяне часто оказывали помощь солдатам. Из Севастополя в мелитополььские лазареты прибывало очень много больных и раненых солдат, а также матросов. Сами же крестьяне Мелитопольщины приняли на свое попечение и содержание около 2500 человек «раненых нижних чинов».

Усилия народа оказались тщетными. Крепостническая Российская империя потерпела поражение. Возникла угроза переворотов, что сделало необходимость буржуазных преобразований явной. Еще одной причиной послужило то, что малопродуктивный крепостнический труд тормозил развитие капитализма. Когда в 1861 году крепостное право было отменено, Мелитопольский уезд относился к числу местностей, где крепостного права не было, а за земледелие в основном брались свободные крестьяне. По этой причине развитие производительных сил и капитализма тут шли быстрее, нежели в обремененном несвободным трудом центре.

Впрочем, в таких мелитопольских селах как, например, Мордвиновка, отмена крепостного права даже ухудшила положение крестьян. В ноябре 1865 года мордвиновские крестьяне послали к царю доверенных от своей общины с прошением, в котором писали, что «...за отрезанную неудобную нам землю весьма по высокой цене оцененную так, что на 49 лет с процентами простирается до 100 тысяч рублей серебром, сумма столь обременительная, что крестьяне никогда выплатить не смогут». Однако царь не отвечал на подобные прошения.

Офицер жандармов, узнав, что крестьяне были «подстрекаемы в неповиновении крестьянами соседнего имения Бутурлина, отправился в оное, приказав предварительно исправнику собрать последних из трех экономии... числом до 500 человек. Но на увещания крестьяне отозвались, что их обманывают, что им читали не настоящий Манифест, что от них неправильно требуют трехдневной барщины...» Это послужило поводом для активных действий. Каратели были вооружены. Многих крестьян имений графа Бобринского и помещика Бутурлина наказали розгами, а семерых арестовали и отправили в Мелитопольский острог...

В деревне начался форсифицированный процесс дифференциации крестьянства. Беднейшие вынуждены были сдавать землю в аренду или продавать ее и идти наемными рабочими в помещичьи и обособленные хозяйства. Помещичьи хозяйства в уезде превратились в капиталистические предприятиями по производству зерна, в которых широко использовался труд батраков. Обычно в период полевых работ в Мелитопольском уезде было занято более 150 тысяч наемных рабочих.

Важные наблюдения сделал мелитопольский земской врач А. В. Корвацкий. Его докладная записка за 1897 год содержит следующие слова: «Огромная площадь посевов в Мелитопольском уезде вызывает необходимость... производить полевые работы не только при помощи машин и сложных земледельческих орудий, но и затрачивать на них более труда и энергии... Это напряжение умственных и физических сил... тяжело отражается на здоровье рабочих масс...

Над рабочей массой неизменно тяготеет нужда и суровая вечная необходимость тяжелого труда из-за куска насущного хлеба, поэтому рабочий под влиянием этой нужды, отбиваясь от нее самоистязанием, лишает себя сна и отдыха. Работница-женщина и подросток истязают себя на непосильной работе возмужалых мужчин. Родители истязают малых детей, нанимая их на работу на тарманах и пр., обнадеживая и утешая себя мыслью, что бог будет милостив, даст им силу и крепость и отвратит несчастье и болезнь, поможет заработать и отбиться от злой нужды».

Производство товарного зерна росло. Возникла потребность в железной дороге. В 1867 году Мелитопольское земство приняло решение о долевом участии в строительстве конно-железной дороги в сторону Крыма. Однако ее сооружение на Мелитопольском участке началось только в 1872 году. Условия труда на строительстве дороги нельзя было назвать нормальными. Часто возникали забастовки, грозившие перерасти в вооруженные восстания. Но при помощи казаков и солдат царская администрация сдерживала волнения. Участок Александровск—Мелитополь начали использовать 28 июня 1874 года, а 14 октября 1874 года был сдан в эксплуатацию участок Мелитополь—Симферополь. После этого, из Мелитополя к портовым городам потянулись составы, груженные зерном, мясом и другими сельскохозяйственными товарами.

Поскольку Мелитополь находился в центре Северной Таврии и на главных торговых путях к Крыму, то и складывался он преимущественно как торговый город. Уже к началу XX века в нем насчитывалось около 350 торговых предприятий. Главными объекткми купли-продажи были хлеб, шерсть, скот и другая сельскохозяйственная продукция, часто идущая на экспорт. Но промышеленность развивалась чрезвычайно медленно. К концу 70-х годов XIX века здесь работало лишь четыре небольших завода: известковый, свечной, пивоваренный и табачный. А общее число рабочих на них ссотавляло 22 человека.

Первое внушительное предприятие Мелитополя появилось на свет лишь в начале 80-х годов. Это был машиностроительный завод братьев Классен, выросший на окраине города. Завод стал выпускать простейшие сельскохозяйственные машины — лобогрейки и буккеры. Позднее возник завод Голубчина и Зафермана. Этот завод изготовлял мельничное оборудование и нефтедвигатели. Эти заводы придали Мелитополю черты заметного центра сельскохозяйственного машиностроения. Благодаря этому в 1898 году здесь состоялась сельскохозяйственная выставка.

Развитие промышленности благоприятно воздействовало на градостроительство. В центре города построили многочисленные здания административных учреждений, особняки местных богачей. В 1867 году открыли земская больница, в начале 70-х годов — реальное училище и женскую гимназию. А в 1889 году в Мелитополе появился водопровод...

Все это способствовало росту населения города. В 1904 году тут было уже 17 300 жителей. Но ни водопровод, ни училища, ни новый театр, ни городской парк не были доступны для широкой части мелитопольского населения, находящейся за чертой бедности и к тому же бесправной. Сам же Мелитополь еще долго после этого оставался типичным провинциальным городком.

Источник: 1. Михайлов Б.Д. МЕЛИТОПОЛЬ. Историко-краеведческий очерк. Днепропетровск: "Промінь", 1977

1 В настоящее время, Перекоп — крымское село, расположеное на Перекопском перешейке, который является связующим звеном между континентом и Крымом. Территория, на которой расположено это село, подчиняется армянскому горсовету. Ранее Перекоп был главной крепостью, защищавшей Крым со стороны континента, но при походе российских войск в 1736—1739 Перекоп был завоёван, а его крепость разрушили. Когда Крым вошел в состав Российской Империи, Перекоп стал центром уезда Таврической губернии. В 1920 году его практически стёрли с лица земли, и теперь это только село. 2 Ногайцы — тюркская народность. В настоящее время большинство ногайцев проживают на территории России. В 2002 году их численность составила 90,7 тысяч человек. Являются потомками половецкого населения Золотой Орды, которые взбунтовались против монголов. После распада Золотой Орды ногайцы кочевали и по нынешней территории Запорожской области. После присоединения Крыма к России они переселились на Кубань. 3 Духоборы — религиозная группа, исторически являющаяся русской. Православными и некоторыми социологами часто рассматривается как христианская секта, из-за того, что духоборы отвергают обрядность церкви. Меннониты приверженцами доктрины, являющейся одной из протестантских деноминаций. Эта деноминация - меннонитство - получила название от своего основателя, Симониса Меннона (годы жизни - 1496—1561), голландца по происхождению. 4 Молокане - этнографическая разновидность русского духовного христианства. По одной из версий, они получили свое название за пристрастие пить молоко во время православных постов. Но сами молокане ссылаются на метафору «духовного молока», упомянутую в Библии 5 Корчма — питейное заведение, неоткупное, с вольной продажей. Иногда и постоялый двор с продажей крепких напитков.